Братская могила, п. Октябрьский
Братская могила мирных жителей, погибших от рук фашистов
(более 2000 чел.) лесополоса х. Восточный, Октябрьское СП
Имеет форму бетонной пирамиды высотой 3 м. Сооружен в 1946 году.
Номер постановки на гос. охрану -1889
Постановление - 63
В СТЕПИ ПОД КУРГАНОМ
Самой большой братской могилой является братская могила в пос. Октябрьском, в глухой степи, у развилки двух лесополос бывшего 2-го отделения совхоза «Октябрьский». Здесь расстреливали фашисты мирное население г. Армавира, Новокубанского и Курганинского районов. Около 2 тысяч мирных жителей погребено на этой земле.
В народе это захоронение называют еврейским кладбищем. Больше трех тысяч людей похоронено из Курганинского, Лабинского, Новокубанского районов и Армавира. В 1946 году комиссия по расследованию преступлений фашистов произвела раскопку могилы в степи.
Предстала страшная картина: трупы детей, женщин, стариков….Яма длиной 12 м, шириной в 3 м и глубиной 2.5 доверху была набита трупами. Большинство без верхней одежды… Единственное, что нашли - «кубарь», значит, среди расстрелянных был и командир Красной Армии. Матери лежат со своими детьми…
Сотрудник редакции «Кубанская Новь» И.А.Пономарев, расследуя историю создания этого памятника, встречался со многими людьми, очевидцами того времени.
Вот что рассказал Василий Абакуменко, бывший механик 4-го отделения с-за «Октябрьский»
- Во время немецкой оккупации я с матерью проживал на хуторе Пролетарский Темрюкского р-на (вошел в 1952 г. в состав Курганинского района). Мне было тогда 14 лет, и я помню, как в первые же дни оккупации полицаи и фашисты рыскали по хутору и ловили коммунистов, комсомольцев и евреев. Всех подозрительных забирали, грузили в крытые автомашины и увозили в неизвестном направлении. Вскоре по хутору пополз слух, что немцы арестовывают молодежь и отправляют в Германию. Мы с другом Павликом Котенко ушли с хутора и прятались в терновнике, лесополосах и скирдах соломы. Однажды в полдень мы услышали гул моторов. К краю лесополосы подъехали две крытые автомашины. Из них вышли фрицы и полицаи, вооруженные автоматами. Рослый полицай по-русски скомандовал:
- Выходите!
Что-то орали и немцы. С машин слезали мужчины, женщины, дети. Были матери с грудными детьми. Согнав их в кучу, фашисты и полицаи стали в упор расстреливать мирных людей. Поднялся невероятный крик и плач. Люди падали. Мы видели, как один юноша стремглав бросился наутек, по нему открыли стрельбу, но, к счастью, его скрыла густая зелень лесополосы. От страха мы бросились бежать прочь. А спустя полмесяца мы снова появились у места расстрела советских граждан. Там мы увидели зарытые ямы. Из земли местами торчали руки, ноги, голова маленькой девочки. Со слезами на глазах мы убежали с места трагедии.
А вот что рассказала в свое время Анастасия Ананьева Курочкина (запись 1968 года), проживавшая в с-зе «Октябрьский».
- В период оккупации нас насильно выгоняли на работу. Заставляли скирдовать скошенную пшеницу. И мы часто видели, как четыре-пять грузовых машин, сопровождаемые легковыми, следовали в глухую степь. Мы догадывались, что немецкие изверги истребляют мирных людей. И когда вернулась Советская армия, мы пошли на место казни. В нашем присутствии из ям вытаскивали изувеченные трупы взрослых и детей. Мы рыдали над жертвами фашистских извергов.
Галина Ивановна Добровольская, бывшая учительница октябрьской СШ № 7, рассказывала: «Мне пришлось участвовать в работе комиссии по расследованию преступлений фашистов. Присутствовала на раскопках могил в степной глуши. Это была страшная картина.
На всю жизнь мне запомнился труп женщины в объятиях сынишки 12 лет и дочки 2-3 лет. Все три трупа были насквозь прошиты автоматной очередью. И еще запомнился труп девочки лет восьми с длинной косой. У нее были прострелены обе ноги. Похоже, что ее живьем бросили в яму. В ее маленьких ручонках были зажаты комочки земли».
О злодеяниях фашистов в нашем районе рассказывали также пенсионерка В.А. Олейникова, бывшая рабочая с-за «Октябрьский» Евдокия Юрченко и др. Советские солдаты отомстили фашистам за их злодеяния.
Долг живущих ныне - чтить память невинно погибших мирных жителей, а в данном конкретном случае - поддерживать в порядке скромный обелиск на месте массового расстрела советских людей.
В статье использованы материалы Курганинского исторического музея